Логотип
Журналда укыгыз

«Башмачкам» – 80 лет!

В марте этого года исполняется 80 лет со дня постановки легендарной музыкальной комедии Джаудата Файзи «Башмачки» на либретто Тази Гиззата по пьесе Хабибуллы Ибрагимова. Впоследствии она стала одним из наиболее успешных спектаклей, поставленных в Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова. 

 

В марте этого года исполняется 80 лет со дня постановки легендарной музыкальной комедии Джаудата Файзи «Башмачки» на либретто Тази Гиззата по пьесе Хабибуллы Ибрагимова. Впоследствии она стала одним из наиболее успешных спектаклей, поставленных в Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова. 

Оперная студия Казанской консерватории – творческий коллектив, занимающий свою нишу в музыкальном пространстве Республики Татарстан. В репертуаре Оперной студии – шедевры мирового оперного искусства, в числе ее солистов – известные сегодня певцы высочайшего уровня, солисты оперных театров. Отдельная страница в творческой летописи студии – это постановки музыкальных спектаклей татарских композиторов. Ежегодно оперная студия в содружестве с творческими коллективами консерватории представляет несколько музыкально-театральных постановок, среди которых добрую половину занимают произведения татарских композиторов.

Джаудат Файзи в татарской музыке по праву считается основоположником жанра музыкальной комедии. Помимо «Башмагым» перу Джаудата Файзи принадлежат музыкальные комедии «Акчарлаклар», «Идел буенда». Но, пожалуй, самая счастливая сценическая судьба оказалась именно у «Башмагым». В этой комедии Файзи предстал как тонкий портретист, легко и изящно обрисовавший как лирические, так и острохарактерные образы. Фольклорные истоки, понимание композитором природы татарского мелоса определили глубокую почвенность музыкального ряда спектакля.

Премьера комедии состоялась в Татарском театре оперы и балета в непростое для страны военное время – 1 марта в 1942 года. «Башмачки» сразу же полюбилась зрителю и в течение многих лет не сходили со сцен театров Казани.

Оперная студия Казанской консерватории дважды обращалась к творчеству Джаудата Файзи: в 2010 году поставлена музыкальная комедия «Башмачки», а в 2020 – восстановленная по архивным рукописям комедия «Ходжа Насреддин». Постановка «Башмачков» была приурочена к 100-летию со дня рождения композитора. Тогда же была сделана запись спектакля телерадиокомпанией «ТНВ». На премьере спектакля в сопровождении оркестра «Татарика» пели Филюс Кагиров, Айгуль Хайри, Артур Исламов, Эльза Исламова, Рузиль Гатин, Ильсеяр Хайруллова, Илюса Хузина. В разные годы в постановке участвовали также Эльмира Калимуллина, Рустем Асаев, Ильнур Байназаров и многие другие.

После премьерного показа в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева музыкальная комедия «Башмачки» в постановке Оперной студии в течение нескольких лет выезжала на фестивали и на гастроли в города России. В 2009 состоялись гастроли в Уфе; в 2010 – в Елабуге, Набережных Челнах, в Казани на сцене Театра им. Г. Камала; в 2011 – на сцене Театра им. К. Тинчурина; в 2013 – постановка прозвучала в Санкт-Петербурге и вновь была повторена на сцене ГБКЗ им. Сайдашева в Казани. В каждом городе нашим солистам рукоплескали, все постановки прошли с огромным успехом.

Музыкальная комедия «Башмагым» Джаудата Файзи – спектакль, ставший частью классического татарского репертуара, в интерпретации Оперной студии Казанской консерватории, несомненно, обрела новое дыхание. Оригинальное звучание комедии во много связано с авторским видением и оригинальными находками режиссера-постановщика Рустема Фаткуллина, который сумел адаптировать сценографию спектакля к современным требованиям. Кроме того, участие в постановке молодых, и даже юных артистов, чьи свежие голоса, нескрываемое творческое горение, придало спектаклю живость и активное звучание. Слушатель оказался сопричастен к сценическому действу.

Айгуль Хайри (исполнительница роли Сарвар)

Многие зрители шли на спектакль как на праздник, его ждали. Нередко очень трудно завести публику, заставить не то что смеяться, даже улыбаться, а тут реагировали на каждую реплику! Мы очень волновались, для меня спектакль стал большим экзаменом – отвечала не только за своё пение, но и за успех постановки в целом.

 

Музыка Джаудата Файзи в исполнении молодых певцов предстала перед нами во всей своей многогранной красоте. Исполненная тонко, со вкусом, с изяществом, она произвела впечатление и на искушенных ценителей татарской музыки. Яркая палитра чувств и темпераментов, отражённых в музыке, сделала спектакль живым, энергичным, созвучным эпохе.

 

Альфия Заппарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк