Логотип
Блоги

Десятое «ремосло»

Риски и перспективы Так случилось, что впервые за всю десятилетнюю историю фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» я «пропустил» больше половины фестивальных показов. По уважительной причине. От театра...

Риски и перспективы

Так случилось, что впервые за всю десятилетнюю историю фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» я «пропустил» больше половины фестивальных показов. По уважительной причине. От театральной компании Vaba Lava пришло приглашение на фестиваль в Нарве, приуроченный к открытию в самом восточном городе Эстонии новой театральной площадки. Vaba Lava – давние друзья театра Камала, руководитель компании Мярт Меос – частый гость фестиваля «Науруз», пару лет назад они привозили спектакль «Оборотень» в постановке якута Сергея Потапова. Думаю, что через какое-то время у зрителей республики появится возможность увидеть другие спектакли театра «R.A.A.A.M.» в сотрудничестве с которым реализует свои проекты Vaba Lava, право, они того стоят. Поэтому речь в статье пойдёт не о спектаклях фестиваля, а об общих тенденциях. О феномене молодой режиссуры Татарстана и «окрестностей», о котором не пришлось бы говорить, не появись такой важной для демонстрации работ молодых режиссёров площадки как фестиваль «Ремесло». О его истории и будущем.

Фестиваль молодой режиссуры «Ремесло» был придуман Фаридом Бикчантаевым в 2009 году. Как разовая акция – для демонстрации дипломных спектаклей своих учеников, первого выпуска режиссёров драматического театра в Казани. После некоторых раздумий афиша первого «Ремесла» была дополнена двумя именами молодых постановщиков из театров Закамья, а сам фестиваль вызвал такой общественный резонанс, что было решено проводить его ежегодно. Благо, ситуация давно назрела. Ещё совсем недавно творческая режиссура, самовыражение и авторское высказывание сплошь и рядом оставались прерогативой главных режиссёров и опытных постановщиков. Молодые же коллеги в лучшем случае, если их вообще приглашали к сотрудничеству, были вынуждены и даже счастливы ставить производственно-необходимые спектакли: комедии и мелодрамы для кассы, детские спектакли, пьесы местных авторов и т.д. В конце нулевых в театральном искусстве республики четко обозначился кризис постановочной мысли, стагнация театральных форм, спектакли создавали главные и зачастую единственные в своих театрах режиссёры, нехотя и редко доверяя молодёжи «новогодки» и прочие репертуарные необходимости. Понятно, это не касалось театра Камала. Теперь старейший национальный театр решил распространить свой опыт и понимание театрального дела, вовлечь в рискованный эксперимент и другие театры. Поначалу Татарстана, а затем и других регионов. Так, фестиваль «Ремесло» обрёл Всероссийский статус. К счастью, сегодня ситуация коренным образом изменилась. Во всяком случае, в Республике Татарстан не осталось ни одного театра, где бы во всю мощь своих профессиональных умений и таланта не прозвучали голоса молодых режиссёров. Разумеется, во многом это результат поддержки театральной молодёжи со стороны республиканских властей. Но внимание властей к проблемам молодой режиссуры привлек фестиваль «Ремесло». Этот этап своего предназначения фестиваль выполнил. Отныне нам всем вместе предстоит двигаться дальше.

Продоление следует

Нияз Игламов

Комментарий юк