Логотип
Театр

Человек и тень

27 марта, во Всемирный день театра, по традиции были оглашены итоги ежегодного республиканского театрального конкурса «Тантана». Церемония торжественного награждения лауреатов, обычно проходившая в Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала, в этот раз состоялась в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре им. А. Гилязова. Казанский ТЮЗ, в этом году представленный в девяти номинациях, стал дважды лауреатом: актёр Ильнур Гарифуллин победил в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль старшего лейтенанта Гальцева в спектакле «Иваново детство», а фантазия на тему пьесы Е. Шварца «Тень» была признана лучшим спектаклем малой формы.

27 марта, во Всемирный день театра, по традиции были оглашены итоги ежегодного республиканского театрального конкурса «Тантана». Церемония торжественного награждения лауреатов, обычно проходившая в Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала, в этот раз состоялась в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре им. А. Гилязова. Казанский ТЮЗ, в этом году представленный в девяти номинациях, стал дважды лауреатом: актёр Ильнур Гарифуллин победил в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль старшего лейтенанта Гальцева в спектакле «Иваново детство», а фантазия на тему пьесы Е. Шварца «Тень» была признана лучшим спектаклем малой формы.

 

Надо сказать, что в этом театральном сезоне Казанский ТЮЗ заявил о себе очень ярко – целым рядом премьер, акций, фестивалей и лабораторий. Девять номинаций в конкурсе «Тантана» - большой успех театра. «Удивительный чердак» вошёл в список претендентов на звание «Лучший спектакль для детей», спектакль «Иваново детство» был включён в номинацию «Лучший спектакль большой формы». Как уже упоминалось, Ильнур Гарифуллин стал номинантом, а затем лауреатом конкурса за исполнение в «Ивановом детстве» роли Гальцева. За звание «Лучший актёрский ансамбль» боролись исполнители спектакля «Юбилей ювелира». Но самый большой урожай номинаций собрал спектакль «Тень»: «Лучший спектакль малой формы», в которой театр одержал заслуженную победу, «Лучшая женская роль» (Полина Малых), «Лучшая женская роль второго плана» (Дарья Бакшеева), «Лучшая мужская роль второго плана» (Михаил Меркушин и Алексей Зильбер).

Спектакль «Тень» родился из лабораторного эскиза. В октября 2021 года Казанский ТЮЗ проводил режиссёрскую лабораторию по произведениям Евгения Шварца, уроженца нашего города, приуроченную к 125-летию со дня его рождения. Это было путешествием по вселенной Шварца, но не в прямом смысле слова путешествием-погружением в мир драматурга, а скорее рефлексией современных художников по поводу его личности и творчества. Сегодня это обычная, если не сказать закономерная, форма диалога с классическим материалом, в том числе, с классикой ХХ века. Была приглашена сильная режиссёрская команда: Пётр Шерешевский (Санкт-Петербург), Дмитрий Егоров (Санкт-Петербург), Артём Устинов (Самара). За их плечами многочисленные постановки и лаборатории в театрах страны, номинации на «Золотую маску» и другие театральные премии и достижения. На лаборатории было представлено три эскиза: «Тень» в постановке Петра Шерешевского, режиссёрская работа Дмитрия Егорова «Шварц, человек, тень» по пьесе Маргариты Кадацкой и «Снежная королева» по мотивам пьесы Е. Шварца и одноимённой сказки Г. Х. Андерсена в трактовке Артёма Устинова.

Все эскизы театр решил довести до полноценных спектаклей и включить в постоянный репертуар. Первым стала «Тень», премьера которой состоялась 20 и 21 ноября 2021 года. На счету режиссёра Петра Шерешевского более 50 спектаклей и целый ряд лабораторий в театрах России. Пётр Шерешевский – главный режиссёр Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург), многократный номинант национальной театральной премии «Золотая маска». Вот и в этом году на «Золотую маску» номинированы две его работы – «Тайм-аут» в новосибирском театре «Красный факел» (спектакль большой формы) и «Дания тюрьма» в Камерном театре Малыщицкого (спектакль малой формы). Сам же Пётр Шерешевский стал дважды номинантом за работу режиссёра в обоих спектаклях. Несколько лет назад казанские зрители имели возможность посмотреть его спектакль «Васса», который привозил на гастроли набережночелнинский театр «Мастеровые». На его сцене идет еще один спектакль Петра Шерешевского – «Фантазии Фарятьева». Это режиссер со смелым, неординарным мышлением. Его спектакли отличает особая чистота и, я бы сказала, элегантность стиля. «Тень» не стала исключением.

Всегда интересно наблюдать за превращением эскиза в законченный спектакль. «Фантазия на тему пьесы Е.Шварца» – так определили его жанр авторы. Действие сказки Шварца перенесено в другую эпоху, обстоятельства осовременены, вместо счастливого конца зрителя ждёт безрадостный финал. Главный герой – Учёный, по имени Христиан Теодор, переживший в юности любовную драму и, дабы избежать новой боли, навсегда отказавшийся от любви. Взрослея, он становится противоположностью, тенью себя прежнего и превращается в бесчувственного Теодора Христиана. Таким образом, диалог с тенью в спектакле – это диалог молодого героя с собой повзрослевшим. Роль Учёного в молодости исполняет Ярослав Кац. В лабораторном эскизе взрослого героя играл Алексей Зильбер, в спектакле же – Павел Густов. В результате рисунок роли стал жёстче. Актёры поменялись местами: теперь роль Доктора, прежде исполнявшуюся Павлом Густовым, играет Алексей Зильбер, что очень хорошо ложится на его актёрскую индивидуальность. Я бы сказала, что принципиальных изменений не произошло, но линия духовного оскудения героя теперь прочерчена гораздо чётче. Если во время обсуждения эскиза зрители интерпретировали его по-разному и не всегда считывали заложенную в нём систему знаков, то спектакль обрёл неукоснительную логику и уверенную силу.  Удивительно, как современно звучит в нём текст Шварца и как органично он соединяется с этой придуманной заново историей. Нынешний герой – заложник схожих обстоятельств: произвола властей и чиновников (Министр финансов – Михаил Меркушин), бессилия друзей (Доктор), женского вероломства (Юлия Джули – Дарья Бакшеева), жеманного эксгибиционизма (Цезарь Борджиа – Виталий Дмитриев). Но главной темой спектакля становится его неспособность любить. Даже встретив Девушку (Полина Малых), как две капли воды похожую на его прежнюю возлюбленную, внушив ей чувство любви и собираясь с ней под венец, он не чувствует ничего, кроме опустошённости - зеркальное отражение давней истории, когда девушка бросила его, влюбившись во взрослого мужчину, которому была не нужна.  Двойничество, тени, перевёртыши,  морок зеркал – суть  художественного мира спектакля. На неё работает сценическое пространство – окно, зеркала, экран и проекции, создающие кинематографический эффект (художники – Пётр Шерешевский, Надежда Иванова; видео – Ляйсан Юнусова, Филипп Замахаев). Крупные, средние и общие планы сменяют друг друга или существуют параллельно – в реальном измерении, на экранах и в зеркалах, и в каждый момент времени зритель видит всех героев, наблюдает за реакциями каждого. Поразительно, как раскрылись в этой работе актёры, в их игре появилось какое-то новое измерение. Крупные планы не лгут, при самом пристальном взгляде вы не увидите в выражении их лиц ни грана фальши, их отличает органичность и правда существования в образе. 

Но нам рассказали не просто частную историю некого Христиана Теодора. Для меня спектакль «Тень» -  это, прежде всего, история человека – назовём это так - эпохи БГ. Неслучайно спектакль буквально прошит его песнями, в которых заключён универсальный код - надежд, разочарований и изломов судьбы целого поколения. В каждом из нас они запускают механизм воспоминаний – общих и личных. В юности мы с моим другом возвращались после концерта БГ - совершенно ошалевшие и счастливые. Шли по железнодорожным путям, по холмам вдоль Казанки и распевали «Сидя на красивом холме». А потом пошёл дождь, мы вскочили в пустой трамвай, и он, повиснув на поручнях, встряхивая мокрые непослушные волосы, кричал "It's me! It's my soul!" Когда я смотрела спектакль, зарифмовалось всё, даже трамвайные поручни - с теми, за которые держались в метро герои «Тени». Ярослав Кац в роли молодого Христиана Теодора напомнил мне моего друга юности. Но не хотела бы я встретиться с ним сейчас -  боязно увидеть Теодора Христиана, такого, каким его так беспощадно и точно сыграл Павел Густов. Горькая, непреложная истина - с возрастом наша способность любить сжимается и истончается, как шагреневая кожа. Думаю, спектакль и про это.

Заканчивается «Тень» безрадостной сценой: два уже не молодых человека, как сейчас говорят, лузера - Учёный и Доктор - пьют коньяк и под песню  БГ «Этот поезд в огне... / Нам некуда больше бежать» оплакивают свою жизнь, которую проиграли.

Однако Пётр Шерешевский умеет говорить о больном и безнадёжном так, что на фоне необъятной грусти зритель переживает катарсис. У него сама форма прорастает смыслами, и то, КАК сделан спектакль, внушает надежду, которой не оставляет то, ЧТО мы видим на сцене. Такое же чувство я испытала после спектакля «Фантазии Фарятьева», поставленного им в Набережных Челнах, в театре «Мастеровые». Сквозь безмерную грусть - свет и тихая, с налётом горечи радость.

На поклонах, после мрачного финала «Тени», регистры переключаются, и звучит до боли родное - «Сидя на красивом холме…». И сквозь печаль снова проступает она -  неистребимая, необоримая чудесная радость. И ты сбрасываешь панцирь и чувствуешь свою душу – беззащитную и живую. It's me! It's my soul!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк